понедельник, 18 августа 2014 г.

Современный учебник и приемы работы с ним

Работая над темой самообразования, натолкнулась на высказывание В.П. Максаковского об учебнике «Лучше толстый и интересный, чем тонкий и сухой».
Предлагаю обсудить проблему современных учебников и приемы работы с ними.

Мне кажется, что современный учебник должен выполнять минимальный набор функций:
1) Организовать работу ученика (описать порядок действий при обучении)
2) Мотивировать ученика
3) Объяснить что-либо
4) Управлять мышлением ученика посредством вопросов
5) Проблематизировать ученика (например описанием противоречия)
6) «Озадачить» ученика (предложить выполнить работу, решить задачу)
7) Описать средства контроля правильности выполнения задания
8) Задать работу по самоконтролю, по самоанализу процесса обучения.
Однако, анализируя анкетные данные, понимаешь, что для учителей учебник – это средство обучения, обладающее признаками:


  • учебник служит усвоению программного материала, помогает закреплению знаний, полученных на уроке, — 85%;
  • учебник должен быть доступен для самостоятельного чтения и понимания содержания — 65%;
  • учебник должен содержать материал для самостоятельной работы в домашних условиях — 50%;
  • учебник должен содержать материал воспитательного характера — 45%;
  • учебник должен заинтересовывать ученика — 45%;
  • в учебнике должен быть выделен материал для обязательного заучивания и поясняющий материал — 15%.
А для обучающихся и их родителей учебник – это...
  • просто книга – 50%
  • книга, которая была для меня скучной, неинтересной (школьный учебник я читала очень редко) – 65%
  • источник знаний и смысловых установок- 15%
  • опора – 10%
  • необходимость – 75%


Какие же приемы работы  помогут сделать наши учебники интересными для наших учеников?

19 комментариев:

  1. Наталья, а вы с какими чувствами вспоминаете свои школьные учебники?

    ОтветитьУдалить
  2. На мой взгляд, любой современный учебник должен быть приближен к жизни. Дети, выйдя за порог школы, в природе смело бы отличали ель от сосны, жабу от ящерицы, а не задумывались - какое это семейство, род, класс!! Школьные учебники наполнять прикладным содержанием. Академические знания утрясутся в высшей школе. Давайте беречь наших детей от чрезмерной научности!

    ОтветитьУдалить
  3. Я, задумываясь над вопросом, "Какими качествами должен обладать современный учебник", перечислю следующие качества:
    1- он должен соответствовать обязательному минимуму содержания;
    2-он должен быть научным и одновременно доступным;
    3-изложение материала должно быть кратким и одновременно полным;
    4-должна быть предусмотрена уровневая и профильная дифференциация;
    5- он должен обладать практической и прикладной направленностью;
    6- его можно использовать при работе по различным образовательным программам;
    7-он, конечно, должен быть современным по оформлении.

    р.s.
    Наверное ,можно добавить еще целый ряд качеств, но и перечисленным мною не все учебники соответствуют!



    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые коллеги! Ваши высказывания несомненно верны.Но вопрос обсуждения не качества идеального,на ваш взгляд ,учебника,а эффективные приемы работы с теми,которые мы имеем на основании ФП. Интересно узнать ваше мнение. Спасибо за сотрудничество.ИМЦ.

      Удалить
  4. обсуждая эту тему ,хотелось бы акцентировать. что эффективная работа с учебником, это системная и постоянная работа.Вдумчивая работа с текстом,с заданиями после параграфа, с иллюстрациями-все это ,несомненно формирует самостоятельность и готовит школьника к самообразованию в ст.классах.Работу с учебником считаю эффективной-если в конце уч.года ученик хорошо ориентируется в содержании учебника, быстро находит необходимый материал. Опираясь на многолетний опыт работы (в частности преподавание экономики в 10-11 кл) эффективными считаю МЕТОД ОЦЕНКИ ТЕКСТА НА ПОЛНОТУ СОДЕРЖАНИЯ и МЕТОД ПОИСКА СКРЫТЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ТЕКСТЕ.например при изучении интересной темы предлагаю дом.задание-поработать с различными источниками по изучаемой теме-и предложить свои примеры, иллюстрации и факты-которые вы бы подобрали к этому параграфу..с обязательным пояснением-почему именно эти материалы обязательно надо включить-обычно даже не самые усердные ученики успешно выступают в роли "Автора учебника"..интересен был опыт в изучении темы "спрос и предложение" -подключились даже родители...тема растянулась на 2 урока...предлагаю попробовать- только тему выбрать поинтереснее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я с вами абсолютно согласна, что работа с текстом должна быть систематической и соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Чтобы ребенку захотелось обратиться книге его надо заинтересовать и ваш прием "Автор учебника" думаю как раз выполняет это. Возьму себе на заметку. Большое спасибо!

      Удалить
  5. Современный учебник физики кроме предметных функций выполняет функцию носителя видов деятельности - это обучение, развитие (умений , навыков).Так как цели образовательного текста – воспитание, то любые рассуждения в тексте учебника замыкаются на практических действиях. Из этого следует, что изучение текста должно проводиться с использованием процедур теоретического мышления и экспериментальных разработок. Организация обучения физике невозможна без соединения экспериментально - практической и умственной деятельности школьников. Здесь необходимы технологии организации процесса овладения знаниями посредством учебной литературы и прежде всего учебника физики. Для успешного обучения учащихся наряду с сообщением им готовых знаний, необходимо формировать у них познавательные умения практического характера, которые в ходе определенной деятельности позволяют самостоятельно получить, углубить и расширить знания школьника. Так как основные знания учащиеся получают из книг, компьютера, то значимыми в настоящее время являются умения работать с текстовыми информациями вербального характера. Формированию таких умений способствуют различные приемы работы с учебниками.
    В процессе работы с учебником, использую задания:
    1. на формирование репродуктивных умений:
    - на знакомство с учебным пособием, его структурой, порядком пользования предметно-именным указателем и оглавлением;
    - на рассмотрение структуры каждого параграфа, на выделение в тексте основных положений, наличие вопросов, заданий, упражнений в конце параграфа;
    - на ознакомление с иллюстративным материалом учебника, с информацией на форзацах учебника:
    - на разбивку текста на смысловые части;
    - на выделение смысловых опорных пунктов;
    - на разбор конкретного содержания каждого элемента текста;
    - на составление плана
    2.на формирование умения делать логический анализ:
    - на сравнение изложения учебного материала в тексте параграфа с изложением учителя;
    - на нахождение отличия и сходства;
    - на соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями или разных частей текста между собой;
    - на выполнение классификации фактов по определенному принципу;
    - на оценку общей структуры и содержания всего параграфа;
    - на нахождение ошибки (прием преднамеренной ошибки);
    - на составление конспекта, логического плана по теме, аннотации тезисов, выписок, реферата, рецензии
    3. на формирование умения объяснять:
    - на знакомство и определения метода изложения соответствующих знаний (индуктивный и дедуктивный);
    - на нахождение связи изучаемого материала с материалом других параграфов;
    - на определение характера физического процесса по графику, таблице, формуле;
    - на установление причинно-следственных связей;
    - на нахождение в тексте объяснения наблюдаемым явлениям.
    4. на формирование исследовательских умений:
    - на выполнение наблюдения, измерений физических величин;
    - на установление функциональной зависимости и выражение ее в виде формулы;
    - на применение теории для объяснения явлений или предсказания явлений;
    - на выполнение теоретических исследований (преобразование формул, получение следствий);
    - на выполнение экспериментальной проверки изучаемых выводов и на постановку опытов для получения экспериментальных материалов

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая, Людмила Николаевна, я с вами абсолютно согласна, что в новом государственном стандарте на первое место выходит информационная компетенция обучающихся, формирование которой неразрывно связано с усвоением основных приемов работы с информацией.
    Современные учебники должны выступать как полифункциональная система,на основе которой формируются знания по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки у обучающихся.
    Наиболее продуктивными являются технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКЧМ) и технология продуктивного чтения.
    В своей практике выделяю 3 этапа работы с текстом:
    I этап. Работа с текстом до чтения .
    Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, ключевые слова, работа с иллюстрациями предшествующими тексту с опорой на читательский опыт.
    Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    II этап. Работа с текстом во время чтения
    Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
    Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: инсерт, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
    Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

    III этап. Работа с текстом после чтения
    Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
    Работа с иллюстративным материалам учебника, дополнительными источниками.

    Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
    Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна! Из дискуссии понятно одно -тема очень интересная, замечательно, то ,что учителя об этом думают даже летом!!!!

      Удалить
  7. С 2015 года школьные учебники в обязательном порядке должны будут иметь электронное приложение, включающее дополнительный и дидактический материал по предмету. Не случится ли так, что эта часть учебника (в силу технических трудностей использования на уроке) останется "за бортом" изучения предмета, как чаще всего сейчас бывает с аналогичными приложениями к учебникам начальной школы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сказать абсолютно, точно, что электронные приложения к учебникам останутся "за бортом"не могу. Да, у современных школьников информационные поля шире, чем 10-15 лет назад, однако найти в них необходимую информацию, выделить главное, отбросив "информационный шум" может далеко не каждый. Если у учителя выстроена педагогическая система, подобраны задания разного уровня сложности, то электронные приложения могут выступать в роли дополнительного материала для мотивированных детей или слабоуспевающих. Можно использовать в качестве самопроверки.

      Удалить
  8. Работая с учениками 10-11 классов, часто сталкиваюсь с проблемой: ребята не умеют работать с текстом, часто не могут выделить главное, не видят связи одного с другим. Неумение устанавливать причинно-следственные связи приводит к проблемам в усвоении материала предметов естественного цикла. Помочь решить данную проблему может составление блок-схем по тексту параграфа. Конечно, с первого раза составить такую логическую схему очень сложно, и педагог должен предложить свою, объяснив при этом, как грамотно использовать геометрические фигуры и направление стрелок в схеме. В следующий раз, предложить заполнить полупустую схему. Так, постепенно, перейти к самостоятельному составлению схем учащимися, при этом у каждого она может быть своя. Блок-схема не просто поможет выделить главное в тексте, но и увидеть сложные внутренние связи, указать, где причина, а где следствие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна с вами Наталья Викторовна, что мыслительные операции анализа и синтеза часто слабо сформированны у наших учеников, вследствие того, что на уроках чаще всего используются задания репродуктивного характера. Однако формировать их надо не в 10-11 классе, а с начальной школы.

      Удалить
  9. Основные функции учебника: обучающая, воспитывающая и развивающая.
    Рассуждаю о приёмах работы с учебником, и на ум приходят обучающие и развивающие, а вот с реализацией воспитывающей функции учебника не через содержание, а через приёмы работы с ним – затрудняюсь. Кроме как развитие самостоятельности в добывании знаний. Какие приёмы этого направления, коллеги, вы можете посоветовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я с вами согласно, что большинство учителей реализуют в своей практике только две основные функции: информационную и развивающую, беря все остальные на себя. Однако Зуев Д.Д. еще в 80-х годах 20 века выделял такие функции у учебного текста как:
      - Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира. Реализация этой функции связана с ориентацией его на требования, предъявляемые к учебным программам: полное и конкретное изложение обязательных знаний, ведущих и вспомогательных знаний, дополнительной информации.
      -Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности и последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой.
      -Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
      -Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, а формирование у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем пополнении в процессе самообразования.
      -Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Эта функция представлена еще и тем, что в содержание учебного предмета входят основы наук, а не сами науки.
      -Координирующая функция заключается в привлечении в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
      -Воспитательно-развивающая функция учебника состоит в духовно-ценностном влиянии его содержания на учащихся.
      Используя в работе не только учебные тексты, но художественные, публицистические учитель формирует эмоционально-ценностные качества обучающихся.

      Удалить
    2. Спасибо, Ольга Александровна, за ответ, да ещё 1 сентября!

      Удалить
  10. На мой взгляд, самое главное, чтобы учебный материал, изложенный в учебнике, был понятен учащимся, и тогда они обязательно заинтересуются вашим предметом! А в остальном согласна с коллегами.

    ОтветитьУдалить
  11. Не получится ли так, что учебник может превратиться в иллюстрированное издание с популяризованным текстом?

    ОтветитьУдалить